Как правильно задавать вопрос психологу в Сети? - блог №60063

 

Итак, если Вы приняли решение о том, чтобы задать вопрос психологу пока не на личной консультации, а на данном интернет-портале, то Вам имеет смысл знать, как наилучшим образом стоит задавать Ваш вопрос, чтобы получить наиболее полезный для Вас ответ.

Прежде всего (для того чтобы избежать иллюзий, разочарований, конфликтов и негативных эмоций, связанных с этим), необходимо оговорить два ключевых момента, связанных с ситуациями психологической помощи –в том числе и в виде ответов на Ваши вопросы.

Первый – никто не будет давать Вам конкретных советов. Задача консультанта – помочь Вам разобраться в себе, в своих чувствах, деланиях, мыслях, действиях и в ситуации в целом, и если это окажется необходимым – предоставить Вам информацию о ВОЗМОЖНЫХ причинах проблем и ситуаций, помочь Вам определить, эффективно ли Вы действуете, нет ли противоречия в Ваших мыслях, чувствах и действиях, но принимать решение и делать выбор ЗА ВАС ни один консультант не будет. Это – Ваша жизнь, и только Вы вправе принимать решения относительно важных вопросов в ней.

Второй – никто не будет пытаться изменить поведение ДРУГОГО человека, пусть даже Вам и казалось, что именно в этом ключ к решению Вашей проблемы. Это неэтично и неэффективно.

Теперь, с учетом двух вышеназванных пунктов, попробуйте перейти к описанию Вашей проблемы, лучше всего – по примерному образцу, указанному ниже.

  1. Опишите Вашу проблему и ситуацию/ситуации, с которой она связана/в которых проявляется наиболее рельефно.
  2. Опишите возможно более точно и подробно свои мысли (о себе, о ситуации и о других её участниках), чувства (что чувствуете по отношению к себе/ситуации/ другим участникам) и свои действия в этой ситуации, а также реакции других участников на них, и к чему в итоге приводит развитие этой ситуации, чем она завершается.
  3. Сформулируйте, каковы Ваши максимальные (чего бы Вы хотели добиться в идеале) и минимальные (тот минимум, на который Вы можете согласиться) желания по отношению к этой проблеме.
  4. Была ли такая же или похожая проблема у Вас в прошлом? Как Вы её тогда решали? Что Вам помогало, что мешало её решать? Чем завершилось всё тогда?
  5. Что сейчас могло бы Вам помочь решить эту проблему? Что мешает это сделать?

Проработайте свой вопрос в соответствии со всеми вышеизложенными пунктами, и, возможно, даже прямо сейчас Вы и сами увидите свою проблему немножечко в ином свете… Если же Вы захотите увидеть ее «со стороны», доверив это беспристрастному взгляду специалиста-психолога, ипроработать не только последствия, а и причины возникновения проблемы, а также откорректировать Ваше к ней отношение – добро пожаловать на очную консультацию с психологом!

(Оригинал статьи находится по адресу: http://www.personal-trening.com/node/5205)
19.02.11
1245
5 ответов
Опубликовать в социальных сетях

Рекомендуем личную консультацию

Полищук Мирослав

Привычные мысли ведут к привычным эмоциям и действиям, и это всех устраивает. . . до поры до времени. А всегда ли то, что привычно, правильно? Что происходит на самом деле? Зачем мы делаем то, чего сами не хотим? Вопросов, которые стоит себе задать, о Узнать подробнее
Посмотреть всех экспертов из раздела Психология


Комментарии

Мирослав, как здорово, что Вы опубликовали эту статью. очень полезно и посетителям и экспертам!

вспомнила, что у меня тоже была подобная статья с 1-ой версии сайта (психологическая помощь онлайн). запощу ее сюда.

Как объяснить консультанту свою проблему?
Интернет-сеть очень специфична в возможностях общения. Вы не видите человека, с которым вы разговариваете, а он не видит Вас. Вы не можете выразить своих эмоций, и консультант, который пытается разобраться в Вашей ситуации, не видя Вас, не видит и ваших реакций, Ваших жестов, не слышит изменений в интонациях, не может узнать, в какой позе Вы сидите и как реагируете на его вопросы. Все это очень важно для работы консультанта, и, не имея этого, он будет вынужден опираться исключительно на тот текст, в котором будет описана Ваша проблема.
Поэтому, для эффективной работы с онлайн психотерапевтом очень важно как можно четче сформулировать свою проблему, описать ее исчерпывающе и выразительно. Если вы напишете, что Ваша проблема — это то, что Вы постоянно грустите, то консультант из этого заявления ничего не поймет.  Важно быть честными и не скрывать важную информацию от консультанта;
Для начала, задайте себе вопрос: готов ли я вступить в процесс роста и измениться, взять ответственность за то, чтобы участвовать в процессе.

Так что, прежде чем обратиться к психологу за помощью обдумайте Ваш запрос и постарайтесь его сформулировать как можно более четко и понятно.

1.   Опишите свою проблему как можно полнее, со всех сторон. Не стесняйтесь написать много: консультантов куда сильнее раздражает, если написано мало.
2.   Приведите несколько конкретных примеров из жизни, 2-3 характерных вполне достаточно.
3.   Четко сформулируйте вопрос к психотерапевту, в одной и той же ситуации одного человека может волновать одно, другого — другое.

Вопросы, требующие очной встречи:

— психические заболевания, требующие психофармакотерапии.

— алкогольная, нарко- и прочая зависимость

— вопросы о застарелых супружеских и детско-родительских конфликтах.

Даже если проблема изложена очень подробно, всегда что-то остается "за кадром" и без наводящих вопросов не обойтись. Опишите суть проблемы, как Вы ее видите, как видят ее окружающие и участники проблемы, опишите Ваши мысли по этому поводу и что говорит другая сторона, обязательно передайте Ваши чувства по данному поводу: эмоции и ощущения.

19.02.11

Уважаемая Дороти! Мне кажется, что Вашу статью было бы интересно разместить не только в комментах, но и в  самостоятельном блоге. Думаю, в интересах всех экспертов-психологов, чтобы клиенты представляли себе возможности нашей помощи, как правильно сформулировать вопрос, какую информацию предоставить и т.п., поэтому чем больше будет статей на данную тему, тем лучше.
 

19.02.11

Теперь осталось написать статью о том,  как неправильно формулировать проблему :-)

21.02.11

Вы правы, уважаемый коллега, наверное, я так когда-нибудь и сделаю — примеров того, насколько неправильно формулируют вопрос и проблему наши клиенты, просто огромное количество. Наиболее распространённые — это вопросы типа "что он/она думают/чувствуют", "что мне выбрать"  и "как изменить его/её поведение/мысли/чувства" :)

22.02.11

Очень хорошая статья — доступно и кратко указано самое главное! Если бы все клиенты действительно хотели работать над собой, и не пытались с маниакальной настойчивостью переделать других и подстроить под себя… Наверное, это была бы мечта любого психолога!)

05.04.11

Ох, Дороти Берман, как верно… Консультант порой даже не знает, с девочкой или с мальчиком переписывается в чате.  )))  А вот статья про "как не надо"… Лично я предпочитаю акцентировать внимание на том, как надо,  чтобы люди не запоминали неправильного.

Мне нравится, как некоторые консультанты пишут: "Чат это не «Война и мир», а Вы не Лев Толстой". Когда клиент начинает излагать свою проблему от родственников десятого колена, не хватает времени за один сеанс дойти до сути.  )))

30.04.11

Интересная статья и отклики интересные. Мне даже кажется, ее идеи универсальны и применимы не только к ситуации задавания вопросов психологу в Сети.

Тем не менее, самому мне часто хочется задавать неправильные вопросы. И чтобы мне дали именно конкретный (неправильный) совет. И не нужна мне в данную минуту помощь в «разобраться в себе, в своих чувствах, деланиях...» Я просто не в состоянии воспринять «правильный ответ» на «правильный вопрос». По причине, скажем, стресса. Или недоразвития, что тоже не исключено. И мне нужно быстро избавиться от проблемы, и не настроен я на продолжительную терапию, пусть даже краткосрочную. И решение я тоже самостоятельно не могу принять — устал, перегорел, поэтому и перекладываю право выбора на как бы специалиста. Ну, есть риск, что этот специалист окажется злобным и посоветует биться головой об стенку. Так и при «правильном» вопрошании-отвечании это не исключается. Показательными можно считать ответы на один из вопросов в разделе грамматики («как написать»), когда при очевидном единственно правильном ответе было дано немало неправильных.

К чему это я? Точно не знаю, наверное по причине позднего времени сомнения одолевают насчет правильности правильного.   

01.05.11

Уважаемый Анатолий Михайлович! Вы затронули другую важную тему — о ВОЗМОЖНОСТИ клиента принять помощь, пусть даже оказываемую самым безупречным с точки зрения профессионализма  способом, и о границах возможностей психологической помощи. Думаю, что психологии, как более молодой отрасли знания и практики, не грех воспользоваться опытом более древнего занятия — медицины. И не случайно в медицине стал в последнее время так популярен термин «комплайенс», под которым понимают способность больного к осознанному сотрудничеству с врачом в процессе лечения, точность выполнения им рекомендаций врача по приёму лекарств, соблюдению режима и диеты и т.п. И оценка комплайенса, то, низкий он или высокий, считается важным фактором при прогнозе эффективности терапии и результата лечения. Если этот фактор столь важен в медицине, очевидно, что в практической психологии, психологическом консультировании и психотерапии роль его ещё более важна. От чего же зависит комплайенс, по мнению медиков? Разумеется, от знаний и навыков врача в сфере психологии, от его умения наладить эффективную коммуникацию с больным — но и от психологических особенностей больного, от его социально-экономического положения, конкретной семейной и жизненной ситуации и т.п. Иными словами, даже в медицине полностью возложить ответственность за обеспечение комплайенса только на врача невозможно. Тем более это относится к психологической помощи во всех её видах. Конечно, психологические знания и навыки, владение техниками и приемами эффективной коммуникации у среднего психолога выше, чем у среднего врача. Но, с другой стороны, и соотношение ответственности за результат между специалистом и клиентом в психологии другое — примерно 50/50, в отличие от медицины, где всё-таки более важную роль играет врач, и степень доверия к врачу, как к специалисту, к данной профессии в среднем выше, чем доверие к психологу и уважение к психологии как к специальности. Если «все считают себя врачами», то ещё больше это относится к психологии, в результате от психолога зачастую ждут подтверждения уже сложившегося у клиента мнения о ситуации и озвучивания тех рекомендаций, к которым уже и без этого склоняется клиент. Естественно, что в такой ситуации о каком бы то ни было комплайенсе говорить сложно, поскольку без доверия к профессионалу он невозможен.

Переходя от этого общего анализа к тем ситуациям, о которых Вы говорите, можно прийти к выводу, что не всегда клиент может адекватно, «правильно» относиться к ситуации психологической помощи, и не всегда консультант может изменить такое отношение клиента. И это уже вопрос о границах возможностей психологической помощи и о границах ответственности консультанта. Если клиент «просто не в состоянии воспринять «правильный ответ» на «правильный вопрос». По причине, скажем, стресса», то, очевидно, ему сначала надо обратиться очно к врачу-психотерапевту, получить медикаментозную терапию, которая поможет приглушить проявления стресса, подавит, пусть временно, раздражительность, страх, тревогу, депрессию, а на этом фоне уже начинать собственно психологическую работу. Если же клиент не может сотрудничать с консультантом по причине, как Вы пишите, «недоразвития», то, очевидно, возможности эффективной помощи ему будут значительно ограничены. Конечно, это только схема, в реальности возможны разные ситуации — не всегда в стрессовой ситуации нужна химиотерапия, иногда удается успокоить клиента, привести его в состояние, в котором возможна работа над его проблемой, при помощи эмоциональной поддержки, релаксационных и визуализационных техник и проч., и «недоразвитие» бывает разным, и иногда задача консультанта — по возможности повысить уровень психологической грамотности клиента, уровень его развития.

Попытки же «перекладывания права выбора на как бы специалиста» любой профессионал, если он не «как бы профессионал», однозначно должен тактично, но твёрдо пресекать — и в интересах своей безопасности (чтобы оградить себя от претензий клиента в случае, если клиент впоследствии окажется недоволен таким выбором), и в интересах профессионального сообщества (чтобы не способствовать распространению в обществе ложного представления о возможностях профессии), и в интересах самого клиента (поскольку целью психологической помощи является не создание зависимости клиента от советов и рекомендаций консультанта, а обучение его навыкам самостоятельного анализа ситуации и самостоятельного принятия решения, повышение его уверенности, свободы и самостоятельности).

Аналогия с грамматикой вряд ли уместна, поскольку, в отличие от грамматики, в психологии далеко не всегда имеется ситуация, когда «правильным» окажется один-единственный ответ, да и критерии правильности не всегда есть.

 

 

 

 

 

14.05.11
Пользуйтесь нашим приложением Доступно на Google Play Загрузите в App Store